Оборудование, оснащенное пневмоприводом, нуждается в тщательном выборе материалов для смазки при техобслуживании. Исходя из трибологии, система пневмоцилиндра – это пара трения “металл – полимер”, имеющая переходный смазочный компонент.

Главной составляющей по обеспечению работоспособности пневмоцилиндров считается смазка, нанесенная на контактные поверхности в процессе сборки.

Для продуктивной эксплуатации пневмооборудования требуются смазки, обеспечивающие ритмичные, плавные движения частей механизма, невысокое усилие начального хода поршня, продолжительное время работы.

Какой тип смазки необходим пневмоцилиндрам

Уплотнители, контактируя со стенками или штоками цилиндров, со временем изнашиваются: стареют, меняют размеры, трескаются. Это нарушает герметичность. Пневмоприводы снижают эффективность, выходят из строя. Выбирая смазочные составы, следует обратить внимание на:

  • материал эластомера, соприкасающийся со смазкой;
  • скорость перемещения;
  • опционные условия (пищевой допуск, воздействие среды).

Все производители всегда рекомендуют марки смазочных веществ для своей техники. Главным критерием при выборе смазки для пневмоинструмента, является вязкость.

Виды смазок

Смазки в зависимости от места использования делятся на: консистентные (вязкие, пластичные), и жидкие (антифрикционные). Первые обычно – для наружного применения. Но могут употребляться для первичного покрытия внутри цилиндра. Вторые применяются для наружного смазывания и внутри пневмоцилиндра.

Главная ценность пластичных смазок – исключительная удерживаемость на поверхности. Они не протекают, не продавливаются из разгерметизированных узлов, обладают широким температурным допуском. Отдельные пластичные (консистентные) составы отличаются исключительной герметизацией и прекрасными консервационными качествами.

Специальные антифрикционные твердосмазочные покрытия обладают хорошими противозадирными и противокоррозионными особенностями, гладкостью, химической стойкостью. На взаимодействующих поверхностях пневмоцилиндров образуют защитную тонкую сухую пленку, снижающую трение и истирание. Покрытие обладает высокой адгезией к поверхностям, и способно удерживаться на них даже при высоких нагрузках. Они выравнивают микронеровности на поверхностях, обеспечивают плавность хода, снижают трение, предупреждают образование задиров и повреждений.

Обычно в их состав входят: синтетическое или силиконовое масло, специальный загуститель и скользящий компонент на основе фторопластовых композиций. В жидких смазках находятся: синтетические масла со специальными добавками. Силиконовые смазки (масла) могут выпускаться в аэрозольной упаковке. Представляют собой полусухое водостойкое покрытие с антистатическим свойством. Некоторые с пищевым допуском.

Основные свойства смазок для пневмоприводов:

  • функционирование в обширном температурном диапазоне (-45…+165 °С);
  • высокая работоспособность и износостойкость;
  • продолжительное время эксплуатации;
  • работоспособность в среде с повышенной влажностью и запыленностью;
  • пищевое контактирование;
  • стойкость к моющим и дезинфицирующим растворам;
  • совместимость с различными материалами (сплавами цветных металлов, полимерами).

Смазка пневмоинструмента

Отдельно стоит упомянуть пневмоинструмент, работающий от сжатого воздуха. Пневмопривод, установленный на них также требует ухода и смазки. Для обеспечения масловоздушной смеси используют специальное устройство – лубрикатор, где микрокапли смазочного материала распыляются в доставленном сжатом воздухе. Микролубрикатор устанавливают в разрыве шланга или прямо на пневмоинструмент. Крупные лубрикаторы для снабжения нескольких пользователей монтируют около компрессоров.

Эффективность смазки определяется правильностью процесса покрытия. До ее нанесения рекомендуется очистить поверхность пневмопривода от остатков прежней смазки. Проще всего это сделать при помощи очистителя, компоненты которого не оказывают разрушающего воздействия на пластиковые и резиновые уплотнения.